Основная информация
Сооружение форта было начато императором Акбаром в 1565 году и закончилось только при правлении его внука шаха Джахана.
Использовавшаяся поначалу только в военных целях, крепость постепенно становилась дворцом: за высокими крепостными стенами длиной 2,5 км и шириной 10 м скрываются изумительные по своей красоте сады, террасы, залы и колоннады. Стройные колонны арок, находящиеся во дворе крепости, поддерживают каменный навес. Это своего рода "город в городе", в центре которого расположена прекрасная мраморная мечеть, благодаря своим идеальным пропорциям и изяществу названная Моти Масжи(Жемчужная мусульманка).
В форт можно попасть через два главных высоких портала на западе и на юге; на востоке имеются «личные» императорские ворота. В нем последовательно обосновались три Великих Могола – Акбар, Джахангир и Шах-джахан, и каждый из них внес свои значительные изменения в архитектурный комплекс.
К числу наиболее замечательных зданий форта относятся: дворец Джахангири-Махал; Кхас-Махал с примыкающими к нему виноградником, который называется Ангури-Багх, и украшенным орнаментом бассейном, именуемым Шиш-Махал; крепость Мусамман-Бурдж, где в качестве пленника своего сына содержался Шах-Джахан, который тут и умер любуясь в свои последнии дни Тадж- Махалом (гробницей любимой жены); Дивани-Кхас (зал частных аудиенций); Дивани-Ам (зал публичных аудиенций); Мачхи-Бхаван (дворец с аквариумами); Моти-Масджид (жемчужная мечеть).
Большинство этих зданий, сооруженных в период правления Шах-Джахана, построены из мрамора и демонстрируют изысканность, контрастирующую с архитектурой сооружений времен Акбара – четкой и энергичной. Все строения форта, исполняя практические функции, являются истинными произведениями искусства, столь гармоничны и совершенны их пропорции, столь утончен и изыскан их облик.
Сочетание мусульманской и индо-магометанской культур дает восхитительный эффект, а природный индийский вкус проявляется в пейзажности построек: дворец окружен пышными садами, а побочные строения всегда гармонируют с основными. Сказочное великолепие построек Дворца в Агре говорит об изощренной фантазии, оригинальности и истинно свободном искусстве.